Краткая инструкция о госзакупках по фз 44 для чайников

Участник

Согласно положениям ч. 3 ст. 5 223-ФЗ, участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки;
  • любое физическое лицо (одно или несколько), выступающее в роли одного участника закупки (в том числе один или несколько индивидуальных предпринимателей);

Каждый участник, независимо от того, выступает он единолично или в составе группы, должен иметь аккредитацию в случае проведения процедуры в электронной форме.

А также для участия необходимо получение ЭЦП, а для СМП и СОНКО — регистрация в ЕИС.

Требования к участникам должны содержаться в документации о закупке, предъявление иных условий участия недопустимо в соответствии с принципами 223-ФЗ.

Когда запреты недействительны?

Запреты на приобретение иностранной продукции недействительны в нескольких случаях:

  • Товар не изготавливается на территории Российской Федерации, также закупка должна быть разрешена и одобрена Минпромторгом;
  • Стоимость единицы товара не свыше 100 тыс. руб., а общая стоимость продукции — не свыше 1 млн. руб.;
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные элементы к иностранной продукции, аппаратам, используемым заказчиком: согласно техническим документам он может покупать оригинальные элементы и запчасти у изготовителя или поставщика;
  • Определённые закупки ФСО, МВД, Службы внешней разведки, национальной гвардии и подведомственных им организаций;
  • Закупки продукции ФСО, которые осуществляются для реализации мер по обеспечению государственной охраны, также закупки транспорта МВД с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий;
  • Не касается закупок программного обеспечения или прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях с целью обеспечения собственной деятельности в иностранном государстве.

Ответственность

За нарушение требований 223-ФЗ возможно привлечение к административной и гражданской ответственности, причём применение санкций одного вида не исключает использования другого.

  1. Уголовная ответственность за нарушение положений 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но в некоторых случаях несоблюдение требований может также быть сопряжено с нарушениями уголовного законодательства, например, при ограничении конкуренции.
  2. Гражданско-правовая ответственность по 223-ФЗ связана с возмещением убытков, причинённых в результате ненадлежащего исполнения обязательств.
  3. Административная ответственность по 223-ФЗ регулируется ст. 7.32.3 КоАП РФ. Лицу, нарушившему требования о форме проведения закупки, сроках публикации информации в ЕИС, а также утвердившему не соответствующую закону документацию или производившему оценку заявок по критериям, не предусмотренным документацией, грозит штраф от 2000 до 50.000 рублей, если это должностное лицо и от 5000 до 500.000, если юридическое. А при проведении закупки не в электронной форме, когда такая форма была обязательна, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию более двух раз, такое лицо будет отстранено от должности на срок от 6 до 12 месяцев.

Ст. 19.7.2-1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неправильную подачу в РНП сведений о недобросовестных участниках в виде штрафа в размере от 10.000 до 15.000 рублей для должностного лица и от 30.000 до 50.000 для юридического.

За невыполнение требований ФАС ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП должностное лицо получит штраф в размере от 30.000 до 50.000, а юридическое — от 300.000 до 500.000 рублей.

Тендеры по 223-ФЗ для начинающих кажутся сложными, но на самом деле законом достаточно подробно урегулированы спорные моменты при помощи постановлений Правительства и сопутствующих документов.

Преференции участникам

44-ФЗ 223-ФЗ
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.

Заказчики

44-ФЗ 223-ФЗ
  • Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
  • Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
  • Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
  • ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства

Требования к типовым положениям

Документ должен соответствовать ряду требований. Этот вопрос является важным, поэтому остановимся на нем подробнее.

  1. В типовом документе указывается, в том числе дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия вносят изменения в положение либо утверждают новое.
  2. В документе должна быть указана не подлежащая изменению при разработке и утверждении бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующая информация:

    1) этапы подготовки и (или) осуществления закупки; 2) способы закупок и условия их применения; 3) срок заключения по итогам конкурентной закупки договора, согласно 223-ФЗ;

  1. Типовой регламент должен указывать принципы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедуре, регулируемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ;
  2. Выкладывается в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ч. 2.1 ст. 2 223-ФЗ, в течение 15-ти дней от даты утверждения типового положения;
  3. Если в типовое положение вносятся изменения, то такие изменения обязаны применяться бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями;
  4. Изменения в типовой документации размещаются в единой информационной системе утвердившими их федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо организацией, указанными в ст. 2 ч.2.1 223-ФЗ, в течение 15-ти дней с момента утверждения. При размещении изменений, внесенных в типовой документ, указывается срок, в течение которого бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое. При этом такой срок не должен быть менее 15 дней от даты размещения в единой информационной системе изменений, внесенных в документ.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Законодательство о госзакупкахов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Что такое планирование

Каждое муниципальное и государственное учреждение должно распланировать, что и когда будет закупаться. Срок планирования составляет 3 года. Однако на каждый финансовый год каждое учреждение должно предоставлять план закупок, рассчитанный на 12 месяцев.

Планирование включает в себя составление документа, в котором указаны следующие данные:

  1. код, по которому происходит процесс идентификации;
  2. цель покупки и ее обоснование. Например, приобретение нового аппарата для УЗИ, поскольку старый сломался и не подлежит ремонту;
  3. сроки, которые даются на то, чтобы реализовать план государственных закупок;
  4. непосредственно техническое задание.

Как уже говорилось выше, на специальной торговой площадке государственное или муниципальное учреждение формирует заявку на приобретение товаров или получение услуг. Для того чтобы исполнитель не исчез из системы, на его счету замораживается определенная сумма денежных средств. Также такая блокировка выступает доказательством того, что муниципальное или государственное учреждение может получить услуги от поставщика, то есть, у него имеются средство на реализацию заявки.

В рассматриваемом законе имеются данные о том, что может выступать в качестве обеспечения выполнения заявки:

  1. гарантия банковского учреждения;
  2. наличные денежные средства.

Поставщик вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения.

Объяснение специальных условий для чайников

Согласно ФЗ №44 принять участие в торгах может любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое соответствует критериям, указанным в ФЗ. Здесь ясно даже для чайников, что это очень большое количество участников. Ограничить право поставщика предложить свой товар/услугу заказчик вправе, если укажет эти ограничения в документации к лоту, и они не вступят в противоречие с ФЗ 44. Некоторые группы участников могут получить преференции, например:

В первом варианте организация должна представить документ, подтверждающий её принадлежность к СМП. Однако, в остальном ФЗ 44 содержит единые требования ко всем участникам и разрешает участие в закупках, если:

  • компания не приостановила финдеятельность, не находится в процессе ликвидации и не банкрот;
  • организация — добросовестный налогоплательщик;
  • главный бухгалтер и руководитель не были судимы за экономические преступления;
  • предыдущие 2 года работает без административных нарушений;
  • не аффилировано с госучреждением-донатором;
  • результат интеллектуальной деятельности находится у поставщика в исключительном праве;
  • не является собственностью оффшорных компаний;
  • не имеет иных ограничений для участия в торгах;
  • не замечен в РНП (если такое условие выдвинул заказчик).

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Электронные площадки

44-ФЗ 223-ФЗ
Восемь федеральных ЭТП:

  • sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • rts-terder.ru «РТС-тендер»
  • roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  • etp-ets.ru «НЭП»
  • gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  • 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  • gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

Существует более 300 коммерческих ЭТП.

Самые известные их них:

  • b2b-center.ru «B2B-Center»
  • fabrikant.ru «Фабрикант»
  • zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  • newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • b2b-rusnano.ru «Роснано»
  • com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  • и множество других…

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.

На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.

Преимущества и недостатки сотрудничества

Услугами специализированных организаций можно и нужно пользоваться, когда объем закупок велик, а сотрудников с соответствующим опытом и квалификацией у заказчика нет. Специалисты окажут профессиональную помощь в рамках своей уполномоченности и разберутся в скрытых тонкостях госзаказа. Однако количество СО постоянно увеличивается, а качество их услуг ухудшается. Гарантий в положительном результате никто не дает.

Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами, нужно подготовить контракт со следующими обязательными пунктами:

  • Полномочия спецорганизации.
  • Сведения о закупке/закупках.
  • Стоимость услуг и порядок оплаты.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Материальная ответственность организации при выявлении нарушений.
  • Ведение претензионной работы организацией.
  • Порядок разрешения конфликта между сторонами.

При работе над документацией организатору торгов необходимо понимать, когда следует обратиться за помощью к чужим специалистам, а когда можно обойтись своими силами.

Мониторинг и контроль

44-ФЗ диктует ряд определенных правил.

Такой мониторинг вправе проводить Министерство Финансов РФ. Процедура имеет следующие цели:

  • оценить уровень фактической реализации целей, указанных в госпрограммах, а также проверить исполнение международных обязательств;
  • анализировать степень необходимости проведения закупок с учетом НМЦ и методами проведения конкурсов и аукционов.

Система осуществления контроля за соблюдением принципов 44-ФЗ сложная, многоуровневая и строгая. Такие полномочия делегированы следующим органам:

  • федеральному органу исполнительной власти, надзорному органу в области гособоронзаказа, территориальным органам исполнительной власти, организациям, относящимся к местному самоуправлению;
  • органам исполнительной власти федерального значения, осуществляющим функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, органам управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета;
  • органам, осуществляющим внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основные функции и ведение контроля в сфере закупок подробно описано в п. 13 ст. 3 44-ФЗ. Для качественного исполнения своих функций он должен быть наделен полномочиями и обладать полноценными правами осуществлять деятельность на разных уровнях власти:

  • федеральном,
  • региональном,
  • местном.

Для качественного исполнения своих функций ФАС наделено полномочиями в отношении сбора информации о подконтрольных субъектах:

  • заказчиков;
  • контрактных служб (управляющих);
  • закупочных комиссий (членов комиссий);
  • уполномоченных органов и учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Контролер исполняет свои обязанности путем плановых и внеплановых проверок. Для осуществления внеплановой проверки определен перечень оснований:

  • жалоба на действие (бездействие) субъектов контроля;
  • информация о нарушении законодательства в сфере закупок;
  • окончание срока выданного по основаниям п. 2 ч. 22 и п. 3 ч. 27 ст. 99 ЗКС предписания.

Действие закона 44-ФЗ направлено на мониторинг контрактов, проводимых в сфере госзакупок, с целью снизить или полностью исключить коррупцию и демпинг в этом секторе, а также полностью регулировать отношения заказчиков и поставщиков в рамках этого закона.

Какие бывают тендеры

Если государственное учреждение выбирает второй вариант, то здесь также есть свои тонкости и разновидности:

  • открытый конкурс — применим, когда важна не только стоимость, но и качество конечных услуг. Предполагает равные открытые условия для всех участников, победителем становится поставщик с наиболее выгодными условиями;
  • открытый конкурс с ограниченным участием — предполагает получение доступа определенной категории поставщиков узкой и специфичной специализации;
  • открытый двухэтапный конкурс — на первом этапе происходит стандартная процедура подачи заявок от участников, а далее предусмотрен отсев по опыту, квалификации и качеству услуг заявителей;
  • закрытый конкурс — здесь заказчик сам определяет круг потенциальных участников. Это применимо, когда речь идет о закупках, в результате которых исполнитель получает доступ к государственной тайне. Такие закупки контролируются ФАС;
  • электронный аукцион — самый распространенный вид тендера, в рамках которого проводят до 60 % всех закупок;
  • запрос котировок — простая и оперативная процедура. Поставщик единожды предоставляет заявку с указанием стоимости своих услуг. Из всех предоставленных заказчик определяет лучшую;
  • запрос предложений — применим в случаях, когда по каким-то причинам не состоялся аукцион или требуется повторный конкурс. Заказчик самостоятельно обращается к исполнителям с просьбой предоставить актуальные цены и другие сведения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector