Конвенции и соглашения

Введение

Медицинская этика и деонтология — это характеристики медицинской деятельности, основанные на взаимном доверии между пациентом и медицинским персоналом, которому пациент добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.

Медицинская
этика (греческий этас — обычай, нравственность, характер) как часть общей этики
касается нравственности врача, в том числе комплекса норм его поведения и
нравственности, чувства профессионального долга и чести, совести и достоинства.

Медицинская этика также включает в себя определенные стандарты поведения медицинского работника в повседневной жизни, его культуру, человечность, физическую и моральную неприкосновенность и т.д. В целом, можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Медицинская деонтология (греческий deon — должный) относится к принципам поведения медицинских работников, направленным на получение максимальной пользы от лечения и устранение последствий неадекватной медицинской работы. Деонтология — это часть медицинской этики, медицинской морали.

Однако
в настоящее время последние достижения медицинской науки и техники заставляют
взглянуть на традиционные нормы медицинской деонтологии с несколько иной точки
зрения. На смену прежнему принципу «врач-пациент» пришел новый
принцип «врач-врач-пациент», а потребность пациента в чутком и
внимательном медицинском работнике, внушающем надежду на доброе слово, не
уменьшилась, а на самом деле возросла.

Особенность
медицинской этики заключается в том, что все стандарты, принципы и оценки
ориентированы на здоровье человека, его улучшение и поддержание. Эти нормы
изначально были выражены в клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой
для других профессиональных и моральных медицинских кодексов. Этический фактор
традиционно имеет большое значение в медицине. Более восьмидесяти лет назад по
аналогии с клятвой Гиппократа была создана Флорентийская сестринская клятва
соловья.

«Привыкание» пациента к кабинету и врачу

Предоставьте пациенту возможность рассказать о том, что его беспокоит – непосредственно о той проблеме, которая привела его в ваш кабинет и о возможных страхах, связанных с лечением. Задавая уточняющие вопросы, будьте максимально эмпатичны. Например: «Что вас беспокоит?», «Как вы добрались до нас? Быстро нашли?», «Утром пили горячие или холодные напитки?». Т.е. проявите вовлеченность в проблему пациента и создайте дружескую атмосферу парочкой ненавязчивых вопросов. Следите за комфортным расположением пациента в кресле, чтобы шея не затекала, голова не должна находиться между подголовником и креслом.

Тревожность человека в кресле во время осмотра и лечения снимают простые команды – «посмотрите влево/вправо/на цветы на подоконнике», «дышите глубже». Если пациент нервничает, предложите ему что-нибудь подержать, потеребить в руке: салфетку, инструмент и т.д. Это точно позволит снизить напряжение.

Перед началом лечения договоритесь об условных знаках, которыми будете пользоваться с больным, например, пациент закрывает глаза – значит, испытывает неприятные ощущения, делаем паузу. Такая договоренность придаст пациенту уверенность, что у него есть обратная связь. На протяжении всего приема/лечения обращайтесь к пациенту по имени и отчеству. Есть даже такой метод: сделать это 10 раз за прием – это очень располагает людей.

Описание действий

Аргументируя необходимость лечения, не прибегайте к нотациям и упрекам в адрес пациента по поводу неудовлетворительного состояния зубов, вместо этого скажите: «как вовремя вы обратились» и уже потом, в конце приема, дайте рекомендации по гигиене и профилактике болезней зубов.

При общении с пациентом обязательно донесите до него четкий алгоритм ваших действий понятным языком. Делайте это и непосредственно во время лечения: «сейчас я начинаю накладывать пломбу», «через несколько секунд может быть немного больно». Все стоматологи пользуются пустером для осушения полости рта, но часто забывают предупредить пациента о подаче воздуха, это очень часто пугает и создает дополнительный дискомфорт. Поэтому всегда проговаривайте: «Сейчас будет воздух из пустера». Во время длительной работы в полости рта скапливается много зубной пыли, что добавляет неприятных ощущений от процедуры, периодически в процессе лечения говорите: «Сейчас полость рта освежим». Создавайте внутреннюю готовность пациента заранее, чтобы не стать заложником неожиданной эмоциональной реакции, которая может привести к травмам полости рта.

Во время презентации плана лечения, всегда имейте и запасной план, предоставляя, таким образом выбор, пациент оценит такой подход.

Принципы медицинской или врачебной этики и деонтологии

В основе этики лежат определенные принципы. Сегодня активно применяется система этических принципов Т. Бичампа и Д. Чилдреса, представленная в книге «Принципы биомедицинской этики». Она включает 4 основные модели взаимодействия:

Принцип «не навреди» — модель Гиппократа. Определяет базовую профессиональную гарантию, которая выступает основанием для признания специалиста обществом и человеком, который доверяет ему свою жизнь и здоровье. Известная многим «клятва Гиппократа» была создана для того, чтобы отделить врачей определенной школы от одиночных шарлатанов. Произнося её, врачи клялись не причинять вред своим пациентам и обеспечивать необходимую для них заботу, помощь и поддержку. До этого ответственность врача за здоровье пациентов была представлена только личной инициативой отдельный специалистов.

Принцип «делай добро» — модель Парацельса

Определяет важность создания доверительных отношений между пациентом и врачом, в том числе благодаря индивидуальным особенностям их личностей, созданию близких контактов и открытого взаимодействия. По мнению Парацельса, врач — это человек, который несет добро и представляется в виде наставника для пациента, облегчающего его состояние и поддерживающего последнего в болезни.

Принцип «соблюдения долга» — деонтологическая модель

Определяет типовые правила поведения врача в соответствии с пониманием долга, нравственного совершенства и моральной обязанности. Включает соблюдение врачебной тайны, регулирует взаимоотношения между специалистами, пациентами и их родственниками.

Принцип «уважения прав и достоинства человека» — биоэтика. Определяет правила поведения врача и пациента, при которых они вместе определяют стратегию и методы лечения. Врач предоставляет пациенту полную информацию, а тот, зная свои ценности и цели, может выбрать вариант, который лучше всего отражает его планы на будущее или интересы. Происходит гуманитаризация этики — акцент ставится на душевное и телесное здоровье личности, её духовность, нравственность и личную свободу выбора.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности.

Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия.

В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».

Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».

Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, — которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.

Деонтология включает в себя вопросы:

  • соблюдения врачебной тайны,
  • меры ответственности за жизнь и здоровье больных,
  • взаимоотношений в медицинском сообществе,
  • взаимоотношений с больными и их родственниками.

Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):

  • интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
  • интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
  • вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;
  • врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.

«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума.

Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем медицинским областям.

К середине XX в. медицинская деонтология становится интернациональной — появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и др.

Моральные и профессиональные качества медсестры

Роль
медсестры в лечении пациента, особенно в больнице, трудно переоценить. Выдача
рецептов, уход за тяжелобольными людьми, проведение множества манипуляций,
некоторые из которых достаточно сложные — все это является прямой обязанностью
медперсонала. Медсестра также занимается осмотром пациента, подготовкой его к
различным хирургическим операциям, работой в операционной в качестве
анестезиолога или медсестры-операционистки и наблюдением за пациентом в
отделениях реанимации и интенсивной терапии. Все это предъявляет высокие
требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и к ее
моральному облику, умению вести себя в коллективе при общении с пациентами и их
родственниками.

В
любое время и при любых обстоятельствах необходимо помнить, что человек обращается
за помощью к медицинскому работнику из-за порой очень серьезной катастрофы,
которая может привести к потере здоровья, инвалидности, а порой и к опасным для
жизни ситуациям. Только с полным сочувствием и пониманием ситуации пациента
может быть установлен реальный контакт между пациентом и медицинским
персоналом, который так необходим для успешного лечения. Пациент нуждается в
чуткости, моральной поддержке и тепле не меньше, а то и больше, чем в
лекарствах. Не случайно в недавнем прошлом сестер милосердия называли
«Сестрами милосердия»: Это отражало не только профессиональную, но и
моральную сторону их работы. Равнодушным, неуравновешенным людям, не способным
сочувствовать страдающему человеку, нельзя разрешать работать в медицинских
учреждениях. В общении с пациентом, в манипуляциях, которые часто бывают
неприятными и болезненными, медсестра должна отвлекать пациента от тяжелых
мыслей, вдохновлять его на то, чтобы быть энергичным и верить в выздоровление.

Пациенты
часто спрашивают у медсестер диагноз и прогноз. Ни при каких обстоятельствах
пациенты не должны быть информированы о наличии неизлечимого заболевания,
особенно злокачественной опухоли. Что касается прогноза, то всегда необходимо
выражать твердую веру в благоприятный исход. Вся информация, предоставляемая
медсестрой пациенту, должна быть согласована с врачом.

Отношения «медсестра — врач»:

  1. Грубость и неуважение в общении неприемлемы;
  2. Проводить медицинские приемы своевременно, четко и профессионально;
  3. Немедленно проинформируйте врача о любых внезапных изменениях в состоянии пациента;
  4. Если у вас есть сомнения по поводу тактичного исполнения предписаний врача, в отсутствие пациента следует обсудить все нюансы с врачом.

Отношения между медсестрами и медперсоналом:

  1. Грубое и неуважительное обращение с коллегами недопустимо;
  2. Комментарии должны быть сделаны с чуткостью и в отсутствие пациента;
  3. Опытные медсестры должны делиться своим опытом с молодыми людьми;
  4. В сложных ситуациях они должны помогать друг другу.

Отношения «медсестра — младшая медсестра»:

  1. Уважение друг к другу;
  2. Контролируйте медперсонал тактично и незаметно;
  3. Грубость, знакомство, высокомерие неприемлемы;
  4. Недопустимо делать комментарии в присутствии больных людей и посетителей.

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

  • выбор методов лечения исходя из тяжести состояния пациента
  • внимательное и чуткое отношение к пациенту
  • учет готовности пациента справиться с предстоящим ему медицинским вмешательством;
  • любое действие медицинской сестры направлено на пользу пациентам

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Биоэтика как продолжение идей медицинской этики

Идеи о биоэтике, как о новой методологии взаимоотношений врачей и пациентов, а также в целом общества и медицины, возникли в 70-е годы 20-го века. Необходимость рассмотрения медицины с точки зрения прав человека и интеграции в новую общественную мораль жестко конфликтовали с принципами классической деонтологии, стремящейся предоставить четкие и беспристрастные руководства в отношении деятельности врача.

Биоэтика стремится разрешить новые противоречия, которые неизбежно возникают в связи с развитием технологий и новых путей их применения в сфере медицины. Именно поэтому большинство вопросов, связанных с принципами биомедицинской этики не имеют четкого ответа и однозначного решения, так как они возникают вновь и вновь и каждый из них находится скорее в сфере учета нематериальных и не подлежащих оценке вопросов, а не в сфере сугубо материалистической концепции мировоззрения.

Именно поэтому большинство современных этических принципов в медицине стремятся использовать достижения и решения в сфере этики всех основных школ в том или ином виде, сохраняя наиболее важные в контексте общественной морали и нравственности принципы и обеспечивая поиск оптимального разрешения конфликтных ситуаций.

Зачем нужна медицинская этика

Медицинская этика в глобальном смысле решает множество важнейших задач, связанных с самой сутью медицины и ее влиянием на человеческое общество в целом. Так, она обеспечивает регулирование следующих аспектов взаимодействия медицинской сферы и здравоохранения с людьми, миром и наукой:

  • Взаимоотношения врачей и пациентов. В рамках медицинской деятельности огромное количество аспектов рассматривают именно врачебную этику — она касается порядка взаимоотношения врачей и больных, принятия врачами тех или иных решений в различных ситуациях и несение ими ответственности за свои действия.
  • Решение глобальных вопросов здравоохранения. Разработка принципов этичного обращения с лекарственными средствами и проведения научных изысканий, равно как и обеспечение международного диалога и взаимопомощи — это один важнейших аспектов биомедицинской этики, который напрямую влияет на деятельность всего человечества. В том числе, именно медицинская этика изначально решала необходимость обязательной взаимопомощи государств и медицинских организаций при появлении эпидемий либо напротив — установления карантина как мер, которые могли бы противоречить общей морали.
  • Устранение конфликта общественной морали и задач медицины. Медицина часто требует принятия самых сложных решений в вопросах обеспечения существования человека и общества. Например — принятия решения о карантине отдельных людей или стран для обеспечения безопасности людей. Причем подобные решения часто противоречат общественной морали и принципам нравственности — и в рамках медицинской этики устанавливается решение этого конфликта, которое позволило бы людям сохранять свою человечность при разумном подходе к нетривиальным ситуациям.
  • Установление «запретных линий». Биомедицинская этика во многом решает вопросы касательно необходимого применения медицины и науки в рамках развития и исследования медицинских воздействий, препаратов и иных аспектов здравоохранения. В первую очередь вопросы запрещенных медицинских действий рассматривались после Второй Мировой Войны, когда общеизвестными стали исследования нацистских и японских ученых, включающие в себя проведение зверских экспериментов над живыми людьми, не являвшимися добровольцами.
  • Регламентирование научных исследований. В рамках биомедицинской этики значительное количество вопросов посвящено изучению этичности в целом проведения различных научных исследований и экспериментов с точки зрения человеческой морали, а также предварительная оценка новых рисков, которые могут возникать в связи с изучением и масштабным распространением новейших медицинских технологий в различных условиях в обществе.

Это — лишь малая часть основных задач, которые призвана решать медицинская этика в современном обществе. Учитывая достаточно глубокий объем знаний, накопленных человечеством и постоянное развитие и совершенствование технологий, медицинская этика является гибкой и развивающейся ежедневно — адаптирующейся как к изменениям общественной морали, так и к новым технологическим и научным достижениям.

Все начинается с улыбки

Для установления контакта на первичном приеме необходимо создать у пациента ощущение комфорта и безопасности. Ваш внешний вид, тембр голоса и мимика играют здесь решающую роль. Как только пациент перешагнул порог вашего кабинета, скажите: «Добрый день!» и обязательно улыбнитесь. Если у человека нет острой боли и отсутствует нужда в сиюминутном вмешательстве, то постарайтесь провести первичный прием в перчатках, без использования инструмента, т.е. в форме консультации. Пока пациент располагается в кресле, вымойте руки и наденьте новые резиновые перчатки – так вы снизите возможную тревогу пациента по поводу чистоты и стерильности вашей работы.

Доктор и пациент

Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.

При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.

Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.

Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.

Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Медицинская этика — что это такое

Понятие медицины как сферы деятельности, нуждающейся в выработке особых, специфических моральных и нравственных нормативов, зародилось ещё в античный период. Автором базовых принципов этики в медицине считается античный врач Гиппократ, который рассматривал медицину не только как прикладную науку, но и также с точки зрения человеческой морали.

Фактически, само понятие медицинской этики может иметь два основных значения:

  • Это наука, изучающая принципы развития медицины и ее значение в вопросах морали и нравственности. Такая наука носит название деонтологии или же медицинской деонтологии. Более подробно о деонтологии в медицине и юриспруденции можно прочитать в отдельной статье.
  • Это непосредственный комплекс морально-этических принципов, которым руководствуются врачи и другие деятели в сфере медицины, медицинской теории, науки и практике. Кроме этого, медицинская этика также касается вопросов биоэтики, фармацевтики и других направлений медицинской деятельности.

Необходимо понимать, что врачебная этика является одной из составляющих частей медицинской этики, но затрагивает лишь деятельность непосредственно медицинских работников. Сама же этика в медицине охватывает куда более широкий спектр деятельности, в том числе вопросы, связанные с научными исследованиями и экспериментами, биоэтикой и биомедициной. О врачебной этике, как о профессиональной этике медицинских работников можно прочитать в отдельной статье.

Этика в сфере медицины важна в том числе потому, от действий медперсонала зависят человеческие жизнь и здоровье. При этом медицина предусматривает часто необходимость нетривиальных моральных и нравственных решений с точки зрения общечеловеческой морали и этики, и именно поэтому она также обладает своей спецификой этических решений.

При этом не следует забывать также и о том, что медицинская этика может различаться в зависимости от конкретной страны и конкретного общества. Она адаптируется в том числе к моральным и нравственным принципам определенных регионов и государств. Именно поэтому врачебная этика в Швейцарии будет отличаться от российской или иранской. Однако ряд принципов биомедицинской этики имеют статус международных документов, регулирующих глобальные запреты на некоторые действия, которые могут затрагивать вопросы медицины и биоэтики в целом.

Список литературы

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: 1994 .
  2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебник. М.: Эд. В.М. Скакун, 1996.
  3. Основы этических знаний / Под ред. профессора М.Н. Розенко. М.: Издатель Лан, 1995.
  4. Этический словарь. Опубликовано I.C. Kon. М.: Политизация, 1994.
  5. Кодекс этики российских медицинских сестер (принят Ассоциацией медицинских сестер России, 1993 г.).
  6. В.И. Акопов, Е.Н. Маслов. Закон в медицине. М.: Книжный сервис, 2004. 352 с.
  7. Александрова О.Ю. Гражданская ответственность и ее особенности. М.: ЗАО «МЗФАР», 2005. С. 167 178.
  8. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в области охраны здоровья граждан. М.: МЗФ. Мэр, 2004. 320 с.
  9. Сергеев Д.Д. Медицинское право. Образовательный комплекс в 3-х томах. М.: ГОТАР-Медиа, 2007. 777 с.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции от 29.07.2006).
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1995 года.
  12. Ослопов Общий уход за пациентами в терапевтической клинике.
  13. «Руководство по уходу за медсестрами», под редакцией академика Н.Р.Палеева. Москва, 1994.
  14. Иванюшкин А.Ю. Профессиональная этика в медицине. M., 1996.

Работа с детьми

Особого подхода к лечению и установлению психологического комфорта требуют дети и подростки. Не используйте при общении с ребенком «сюсюканья» и «заискивающий» тон

Можно говорить ласково, но уверенно: «Сашенька, сейчас ты откроешь рот и покажешь мне свои крепкие зубы, мне очень важно убедиться, что с ними все в порядке, поможешь мне?», неплохо срабатывает метод «заговаривания» — преподнесите ребенку научную информацию, аккуратно завуалируйте в нее комплимент

Какие бы методы установления и поддержания контакта с пациентом вы ни выбрали или ни изобрели сами, ключевыми моментами всегда остаются ваша сдержанность, уверенность и профессионализм. Приходя на работу, забывайте о плохом настроении, улыбайтесь и будьте позитивны

Аккуратно оформите кабинет, повесьте в рамки ваши дипломы и сертификаты, следите за чистотой рабочего места, ведь примерно на 55 процентов успех зависит от визуальных ощущений пациента! Затем важно звучание вашего голоса – будьте мягки и сдержаны (38 процентов успеха) и только семь процентов остается на вербальный контакт

Желаю успехов и лояльных пациентов!

Сведения об авторах/Литература

Кривцов Григорий Владимирович, стоматолог, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург стоматологической клиники «Радамед» (Челябинск)

Krivtsov G. V., dentist, orthopedic dentist, dental surgeon at the Radamed dental clinic (Chelyabinsk)

Deontology and medical ethics in market conditions: the golden rules of the dentist’s work with the patient

Аннотация. Высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг наполняет отношение врача и пациента новым смыслом

На него ложится разрешение важной психологической задачи – снизить состояние тревоги пациента. Это становитсяодним из конкурентных преимуществ, уникальным торговым предложением и одним из инструментов маркетинговой политики.Поэтому, хороший специалист должен самостоятельно выучить принципы деонтологию, и соблюдать свод базовых правил этики врача

Annotation. High competition in the dental market fills the doctor-patient relationship with a new meaning. It lays down the resolution of an important psychological task — to reduce the patient’s anxiety state. This becomes one of the competitive advantages, a unique selling proposition and one of the tools of marketing policy. Therefore, a good specialist should independently learn the principles of deontology, and observe the set of basic rules of ethics for a doctor.

Ключевые слова: деонтология, маркетинговая политика, пациент, медицинская этика.

Keywords: deontology, marketing policy, patient, medical ethics.

Что такое медицинская этика и деонтология?

В их основе лежат моральные и нравственные общественные ценности, которые учитывают специфические особенности сферы медицины. Понятие этики распространяется на поведение врача и медицинского персонала.

В сферу этики входят проблемы межличностных отношений, права медицинского персонала и пациентов, вмешательство в естественное развитие организма. К последнему можно отнести прерывание беременности, использование новых репродуктивных технологий, стерилизацию и контрацепцию, трансплантацию тканей и органов, эвтаназию, генетические методы. Отдельно стоят вопросы этичности проведения экспериментов на животных и людях, клонирования.

Существует также фармацевтическая этика, которая регулирует нормы нравственного поведения между фармацевтическими работниками и членами общества, с которыми они контактируют в ходе своей работы. Фармацевтическая и медицинская этика похожи между собой, но имеют ряд отличий.

Правила и принципы биомедицинской этики

Общих принципов биомедицинской этики, особенно в отношении вопросов, связанных с необходимостью решения глобальных проблем — не существует. Более того, в рамках биомедицинской этики сейчас можно встретить практически диаметрально противоположные мнения об этичности или неэтичности различных медицинских действий и манипуляций. Конечно, в большинстве случаев на уровне врачей существуют определенные всеобщие принципы, которые в той или иной мере используются практически повсеместно. К ним можно отнести следующие базовые принципы:

  • Принцип непричинения вреда. Врач должен принимать решения исходя из необходимости вылечить больного, а значит — любой вред человеку, даже если он необходим, должен быть по возможности исключен и может наноситься только для обеспечения большего блага. В контексте современной биоэтики во многом является одним из основных конфликтных вопросов в контексте обсуждения эвтаназии и того, что является большим вредом для пациента.
  • Сохранение врачебной тайны. Врач получает широкий доступ к персональной информации, касающейся здоровья пациента, и он не должен никоим образом разглашать ее посторонним лицам без согласия самого больного. Однако и этот принцип критикуется многими врачами и теоретиками — например, сведения о пациенте могут помочь в проведении исследований, а разглашение информации — предупредить вспышку эпидемии или защитить общество.
  • Ограничение личной связи больного и пациента. Практически повсеместно интимные отношения между медицинским персоналом и пациентами считаются недопустимыми и неэтичными. В то же время широкий спектр исследований демонстрирует, что в определенной мере близкие взаимоотношения больного и врача могут помочь в выздоровлении первого. Однако, данная практика подвергается осуждению с точки зрения деонтологии.
  • Беспристрастность. Врач не должен обращать внимания на расу, вероисповедание, материальное состояние и иные характеристики своего пациента и обеспечивать всем качественное предоставление услуг на пределе своих усилий. В то же время даже этот вопрос является дискуссионным и в жизни многих врачей может случаться необходимость совершения выбора в пользу спасения одного человека ценой здоровья или жизни иного пациента.

Существует огромное количество иных принципов медицинской этики, которые менее распространены, в сравнении с вышеупомянутыми — и в их отношении дискуссии ведутся уже несколько столетий. Например, с одной стороны, информирование пациента о его состоянии здоровья может серьезно навредить последнему. С другой — предоставление ложных сведений и ложной надежды является также поступком, который может вызывать осуждение со стороны общества.

Учитывая наличие подобных спорных вопросов даже в рамках индивидуальных взаимодействий врача и пациента, вопросы глобального характера в сфере развития медицины являются ещё более сложными и комплексными и единых принципов биоэтики, которые бы были приняты подавляющим числом людей — просто не существует.

Заключение

Этической
основой профессиональной деятельности медсестры является гуманность и
милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медсестры
являются: всесторонний и всесторонний уход за больными и облегчение их
страданий; восстановление здоровья и реабилитация; пропаганда здорового образа
жизни и профилактика заболеваний. Этический кодекс устанавливает четкие
этические ориентиры профессиональной деятельности медсестер и призван
способствовать консолидации, престижу и авторитету медсестринского дела в
обществе и развитию медсестринского дела в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector