Увольнение военнослужащего по собственному желанию: основания, сроки, выплаты в 2021 году

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ТОЦКОГО ГАРНИЗОНА

Случаи досрочного увольнения в запас военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта не так уж и редки

При этом, по мнению автора, существует достаточно много спорных моментов, на которые бы и хотелось обратить внимание. Также необходимо отметить, что изложенный материал – это точка зрения автора

В п. 13 ст. 4 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. определено, что Президент РФ обладает полномочиями утверждать общевоинские уставы, Положение о порядке прохождения военной службы и т.д. Таким образом законодательно закреплена возможность Президента РФ определять ответственность военнослужащих, порядок прохождения военной службы, в том числе и увольнение с нее. Дисциплинарный устав ВС РФ утвержден Указом Президента РФ и в ст. 104 закрепляет, что дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта. В подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определено, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Согласно требованиям контракта военнослужащие обязуются в период прохождения военной службы по контракту добросовестно выполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (федеральные законы “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинские уставы и т.д.). В случае невыполнения военнослужащим перечисленных требований он может быть досрочно уволен с военной службы, при этом необходимо отметить, что вышеперечисленные требования во многом совпадают с дефиницией воинской дисциплины. Ст. 1 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляет, что за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, они несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что досрочное увольнение по подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) должно производиться по правилам, определенным в Дисциплинарном уставе ВС РФ, т.е. по сути досрочное увольнение в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и поэтому нельзя применять подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” без учета порядка, определенного Дисциплинарным уставом ВС РФ. В противном случае у командиров появляется возможность для злоупотребления при использовании права на досрочное увольнение подчиненных по данному основанию. Необходимо отметить, что не всегда при увольнении по невыполнению военнослужащим условий контракта обращается внимание на категорию должностных лиц, которые вправе увольнять, а между тем это также закреплено в статьях Дисциплинарного устава ВС РФ:

Рекомендуем прочесть: Примите участие в проекте отношение жителей к городу селу

Из всего сказанного вытекает, что при использовании рассматриваемого основания для увольнения необходимо соблюдать сроки наложения и приведения в исполнение взысканий, используя при этом опять же нормы Дисциплинарного устава ВС РФ. Следует учитывать, что само по себе наличие у военнослужащих неснятых взысканий не влечет за собой обязательной подготовки документов для увольнения. Думается, что это не будет и достаточным условием для досрочного увольнения, поэтому необходимо отметить, что сложившаяся негативная практика подготовки документов для увольнения при наличии у военнослужащего трех и более неснятых взысканий, не верна.

В каких случаях военнослужащий не может быть уволен?

Вопросы увольнения регламентируются ст. 34 «Положения о порядке прохождения военной службы», утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237.

Недопустимо увольнение военнослужащего женского пола в таких случаях:

  • в период беременности;
  • когда ребенку не исполнилось трех лет;
  • при наличии детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет;
  • мать-одиночка имеет ребенка возрастом до 14 лет.

Это не касается прекращения действия контракта по достижении предельного возраста, истечения срока контракта или по собственной инициативе.

Из списка личного состава руководство не вправе исключить военнослужащих-женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам или по уходу за малышом. Как гласит п. 29 ст. 34 Положения, не может быть уволен также военнослужащий, находящийся под арестом, если только не будет признан негодным к службе по состоянию здоровья.

Мнение эксперта
Ирина Васильева
Эксперт по гражданскому праву

Если руководством воинского подразделения нарушен закон и увольнение незаконно, то следует обратиться в суд для восстановления своих прав.

Образцы заявлений на увольнение сотрудника из МВД, ОВД

Вышеупомянутая содержательная структура рапорта является общей схемой подачи сотрудником запроса на увольнение из полицейских рядов. В зависимости от конкретных причин расторжения трудовых отношений формулировка некоторых положений из основной части запроса на увольнение такого работника может быть изменена.

По собственному желанию

Образец рапорта на увольнение из полиции по собственному желанию работника декларирует факт его личной инициативы в вопросе расторжения трудового соглашения.

Ввиду данных обстоятельств формулировка запроса в основной части может выглядеть следующим образом: «Согласно нормам Трудового кодекса РФ (статьи 62, ) и статьи 19 Закона РФ «О полиции» прошу освободить меня от выполнения обязанностей сотрудника ОВД с 30 апреля 2019 года по личному желанию.

Проходить ОВВК не намерен. В день увольнения прошу произвести полный финансовый расчет с выплатой всех положенных средств, а также выдать документы, свидетельствующие об осуществлении трудовой деятельности в российских правоохранительных структурах (указывается списком)».

На документальное оформление процедуры ухода работника из правоохранительных структур по его собственному желанию отводится 30-дневный срок. Из этого следует, что рапорт на увольнение подается в секретариат территориального подразделения не позже, чем за месяц до планируемой даты ухода.

Образец рапорта на увольнение из МВД по собственному желанию можно скачать здесь.

По достижении предельного возраста

Запрос на увольнение такого специалиста может выглядеть следующим образом: «На основании статьи 19 Закона РФ «О полиции», а также статьи 88 Закона «О службе в ОВД» прошу уволить меня из личного состава служащих по причине достижения мною предельного возраста, при котором дальнейшее несение службы не является возможным».

Следует подчеркнуть тот факт, что конкретные возрастные параметры устанавливаются для определенных групп званий в соответствии с положениями статьи 88 Закона РФ «О службе в ОВД». Как и в случае с личным волеизъявлением на прекращение службы в органах Министерства внутренних дел РФ, подавать такой рапорт следует за 30 дней до даты предполагаемого ухода.

В данном случае работника также ожидает необходимость месячной отработки в занимаемой должности. При этом законодательство допускает возможность досрочного его увольнения со службы ввиду наличия уважительных причин для расторжения трудового контракта. Для этого потребуется личное разрешение руководителя.

На пенсию по выслуге лет

Работа человека в течение 20 и более лет в правоохранительных структурах является нормативным основанием для расторжения контракта и выхода на пенсию.

Образец рапорта на увольнение из МВД по выслуге лет предполагает следующую формулировку содержательной части: «В соответствии с нормами трудового законодательства РФ (статьи 62, 140 ТК), положениями статьи 89 Закона РФ «О службе в ОВД», прошу уволить меня из органов внутренних дел с 30 марта 2018 года по выслуге лет».

В заявлении также могут быть отражены притязания касательно получения полагающихся сотруднику финансовых расчетов, материального пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, а также премиального вознаграждения за отработанный срок службы.

Увольнять полицейского, имеющего право завершить трудовую деятельность по выслуге лет, могут не дожидаясь месячного срока согласования рапорта.

На отпуск с последующим увольнением

В соответствии с нормами трудового законодательства, граждане имеют право воспользоваться положенным им отпускным периодом перед тем, как прекратить свою трудовую деятельность.

В отношении полицейских данная норма реализуется посредством подачи рапорта на предоставление оплачиваемого отпуска с последующим увольнением из органов ОВД. Обращение также составляется на имя руководителя подразделения, с указанием всех координат и данных территориального органа внутренних дел.

Содержательная часть образца рапорта на увольнение может быть представлена следующим образом: «Согласно нормам ТК РФ (статья 127), а также положениям статьи 19 Закона РФ «О полиции» прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск с последующим увольнением».

Далее заявителю следует указать причину ухода: личное волеизъявление, достижение предельного возраста, выслуга лет и пр. Отпускной период может быть засчитан в качестве периода отработки, в течение которого должен рассматриваться рапорт на увольнение.

Мнение эксперта
Ирина Васильева
Эксперт по гражданскому праву

Независимо от причин расторжения трудового контракта полицейский в обязательном порядке должен сдать личное удостоверение, выданное ему ранее оружие, а также служебные дела.

Процедура увольнения

Чтобы реализовать право на увольнение по собственному желанию, военнослужащий должен оформить рапорт. Этот документ подается непосредственно командиру воинской части, либо через кадровый отдел. В тексте рапорта нужно указать следующие данные:

  • наименование и должность командира части, в которой гражданин проходит службу;
  • личные данные военнослужащего, должность и структурной подразделение части;
  • сведения о действующем контракте;
  • волеизъявление о расторжении контракта, со ссылками на уважительность обстоятельств;
  • указание сведений о наличии или отсутствии допуска к государственной тайне;
  • личная подпись и дата подачи рапорта.

По факту получения рапорт ставится регистрационная отметка – это необходимо для соблюдения сроков рассмотрения документа и назначения аттестационной комиссии. Если командования части отказывается принять рапорт, документ можно направить почтовым отправлением.

Рапорт подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 7 дней – это период времени включается в себя проведение аттестационной комиссии. Если для проверки рапорта и изложенных в нем оснований необходимо провести дополнительные мероприятия (например, сделать запросы в медицинское учреждение), период процедуры может продлеваться на 15 дней.

Состав аттестационной комиссии утверждается командованием части и включает командира, его заместителей и иных должностных лиц. О времени и месте рассмотрения рапорта уведомляется военнослужащий, однако его неявка не является препятствием для проведения комиссии. В ходе проверки представленных документов принимается решение об уважительности обстоятельств для увольнения – этот факт отражается в заключении комиссии. На основании заключения, командование части будет проводить оформление документ и расчет выплат, связанных с увольнением.

Прекращение контракта по инициативе военнослужащего не препятствует возобновлению службы в дальнейшем. Для этого гражданин на общих основаниях обращается в военный комиссариат с заявлением о заключении нового контракта. Если с момента увольнения по уважительным причинам прошло не более года, этот период войдет в общую выслугу при оформлении пенсионных прав.

Читайте по теме: Увольнение по собственному желанию: анализ судебной практики

Срок подачи

В некоторых источниках указано, что рапорт на увольнение необходимо подавать за 2 недели до сложения полномочий. Однако в отношении сотрудников ОВД и полиции предусмотрены иные условия расторжения контракта, нежели чем предписанные ТК РФ.

На основании ч. 1 ст. 84 Закона служащий обязан подать рапорт не позднее 1 месяца до предполагаемой даты увольнения
. Этот срок входит в период обязательной отработки.

Контракт может быть расторгнут до истечения 1 месяца, если это будет установлено соглашением с руководством подразделения. В таком же порядке могут быть установлены особые условия отработки. Также сотрудник может быть освобожден от отработки при наличии уважительных причин.

Служащий вправе сложить полномочия, оформив рапорт на имя начальника подразделения
в произвольной форме. Документ необходимо передать руководству до истечения 1 месяца до предполагаемой даты увольнения. В дальнейшем сотрудник передает служебную атрибутику, получает документы и окончательный расчет.

В органы МВД сотрудники чаще всего попадают по призванию, идейные люди. Но они так же, как и обычные граждане, имеют право и возможность изменить свое решение и взгляд на службу в полиции и по различным причинам подать рапорт на увольнение. В таком случае процесс увольнения производится на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством (о том, в каком порядке происходит увольнение по инициативе сотрудника, мы рассказывали в , а о нюансах увольнения определенной категории граждан, в том числе и полицейских из МВД, узнаете ).

В отличие от ТК РФ, в Федеральном законодательстве действуют особые сроки и порядок оформления документов. Эти нюансы необходимо учитывать при увольнении из органов МВД.

Особенности и порядок увольнения военнослужащего по собственному желанию

Все действия военнослужащего при увольнении по собственному желанию регламентированы законами и Уставом. Чтобы добиться увольнения, нужно выполнить такой порядок действий:

1. Рапорт пишется в двух экземплярах. Жёстких требований к нему нет, дозволительна свободная форма.

В рапорте обязательно указывается повод увольнения по своему желанию. Причину (или причины) нужно подробно описать, дать весомое обоснование, почему служить больше нет возможности. К рапорту необходимо прикрепить копии всех бумаг, которые докажут наличие поводов для увольнения. Ими могут стать:

  • результаты медицинского обследования;
  • новая прописка супруги, если она сменила место проживания;
  • результат медицинского обследования недееспособного родственника;
  • бумаги, доказывающие наличие ребёнка, о котором нужно заботиться, и отсутствие других родственников, способных взять эту обязанность на себя.

Рапорт может выглядеть таким образом:

воинской части №______

Прошу меня _________________________________________________________________________ (написать звание, ФИО и должность) уволить или направить вышестоящему начальству ходатайство о моём увольнении из Вооружённых сил Российской Федерации. Основанием для оставления мною службы является ___________________ (расписать подробно повод увольнения, желательно даже несколько причин).

При этом я отказываюсь от врачебного обследования военно-медицинской комиссией (можно наоборот, написать, что прошу направить меня на обследование).

Должность, звание Подпись Расшифровка

Приложение с копиями всех документов, которые подтверждают наличие веской причины, должны прикрепляться к рапорту отдельно.

2. На обоих экземплярах указывается номер входящего документа и время его приёма в оборот. Всё это пишется в строевой части, а не самим служащим. Один экземпляр остаётся в архиве, второй выдаётся на руки военному.

Согласно статье 106 Дисциплинарного Устава, а также пунктов 12, 13 статьи 31 Положения о воинской службе строевая часть не может отказаться рассматривать заявление военного, не давать официального хода документу или не регистрировать его при поступлении.

Мнение эксперта
Гусев Игорь Юрьевич
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Второй экземпляр рапорта пригодится для обоснования обвинения в суде. Он является доказательством факта противоправных действий со стороны руководства и будет использоваться в судебном процессе.

3. Согласно статье 116 Дисциплинарного Устава рапорт должны рассмотреть в течение 30 дней, после чего вынести решение в письменном виде и отправить его служащему.

4. Командир должен предъявить рапорт аттестационной комиссии. В неё входят военные юристы и врачи, командир части и другие офицеры (в зависимости от ситуации). Вместе с рапортом нужно предоставлять прочие бумаги, которые доказывают наличие у военного веской причины.

5. В задачи комиссии входит исследование всех документов служащего, проведение расследования. Обязательно выслушиваются аргументы военного. Главная цель комиссии – установить действительно ли причины для увольнения достаточно веские. Весь процесс занимает не более 7 дней, но иногда проверка затягивается на 2 недели.

6. Аттестационная комиссия выносит решение в письменном виде. Все документы, которые участвовали в деле, должны быть подписаны командиром военного согласно Приказу МО под номером 100 от 06.04.2002.

7. Вывод аттестационной комиссии не является поводом для увольнения. Окончательное решение принимает командир служащего. Протокол комиссии – лишь перечень аргументов, которые должны учитываться начальником.

8. Окончательное решение принимает командир или вышестоящее начальство. При этом сроки никак не регламентированы, подразумевается, что решение должно выноситься в разумное время. Если военному кажется, что командир затягивает намеренно, то можно обратиться в суд или прокуратуру.

Увольнение по несоблюдению контракта со стороны Министерства обороны

При заключении контракта граждан с Министерством обороны РФ для несения воинской службы, обе стороны принимают на себя обязанности по соблюдению условия контракта.

Министерство обороны в данном случае обязуется обеспечить гарантированные права, установленные действующим законодательством как самому принимающемуся на службу человеку, так и членам его семьи, получение положенных льгот и компенсаций.

При несоблюдении и систематическом нарушении условий данного контракта, военнослужащий может досрочно уволиться в соответствии с п.п. «а» п. 3 статьи 51 ФЗ от 28 .03. 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе».

К существенным нарушениям относят случаи:

  • когда военнослужащий не может осуществить свои права;
  • члены семьи и сам военнослужащий не может воспользоваться положенными гарантиями и компенсационными выплатами, положенными в соответствии со статусом.

Для решения вопроса является ли нарушение столь значимыми и можно ли прекратить действия контракта, необходимо обратиться в суд или с рапортом к высшему командованию.

Принимая во внимание индивидуальные обстоятельства, семейное и материальное положение обращающегося, учитывая условия прохождения службы, а также прочие данные, применяемые к каждому случаю конкретно, выносится решение. Систематическими нарушениями считают нарушения, повторяющиеся более трех раз подряд за довольно короткий промежуток времени

Систематическими нарушениями считают нарушения, повторяющиеся более трех раз подряд за довольно короткий промежуток времени.

Нарушениями являются действия или наоборот полное бездействие должностных лиц, в результате которых права военнослужащего нарушены:

  • не получает своевременно денежное довольствие;
  • не предоставлено жилье;
  • не отпускают в очередной или дополнительный отпуск.

Важно помнить, что срок исковой давности в течение которого гражданин может обратиться в суд после того как узнал о нарушении прав, согласно статье 256 ГПК, составляет 3 месяца. Военнослужащий имеет право досрочно уволиться с военной службы из-за несоблюдения условий контракта после вынесения решения только в том случае, если на момент подачи рапорта на имя командира воинской части или заявления в суд его права не были восстановлены в полном объеме

Военнослужащий имеет право досрочно уволиться с военной службы из-за несоблюдения условий контракта после вынесения решения только в том случае, если на момент подачи рапорта на имя командира воинской части или заявления в суд его права не были восстановлены в полном объеме.

При увольнении по указанному основанию все гарантии и права, которые предусмотрены законодательством при увольнении за военнослужащим сохраняются.

Согласно первому пункту статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», он имеет право на получение жилищной субсидии и обеспечение жильем по нормам действующего законодательства.

Кроме того, гражданин имеет право, заключит новый контракт по своему усмотрению в другом военном округе.

Увольнение из МВД

Процедура увольнения из органов правоохранительных дел является сложной и имеет много нюансов. Для начала процедуры потребуется иметь основания, а также подготовить соответствующие документы. В зависимости от типа увольнения предусмотрены выплаты, которые выплачиваются в обязательном порядке. Весь процесс процедуры строго регламентирован федеральным законодательством.

Основная часть трудовых взаимоотношений регламентируется ТК РФ, но для полиции есть исключение в виде специфики работы. Это послужило причиной создания отдельных нормативных актов. Среди них:

  • ФЗ № 3-ФЗ «О полиции»; ФЗ № 342-ФЗ «О службе в ОВД»; Ряд Указов Президента РФ, а также Постановлений Правительства РФ; иная нормативная специализированная база.

Основные моменты в положениях законодательных актов похожи на обычные нормы по ТК РФ, но исключение составляют специфические моменты. В целом трудовые отношения имеют ту же структуру, то есть разрыв трудовых отношений может быть завершен по инициативе любой стороны, но потребуется наличие оснований.

Основания расторжения контракта (трудового договора):

  • собственная инициатива, а также до окончания срока действия контракта и при отсутствии продления; достижение определенного порога по возрасту; закончился срок действия, и лицо не желает больше исполнять обязанности, прописанные по должности; нарушались условия контракта, что позволяет расторгнуть его; совершение действий, порочащих статус полицейского; отчисление из высшего учебного заведения, находящегося в структуре МВД; потеря гражданства РФ или появление двойного гражданства без уведомления вышестоящего руководства; наличие болезни (с подтверждением ВВК); не пройдена аттестация.

Также могут быть другие варианты, которые предусматриваются в ФЗ № 3-ФЗ «О полиции».

ФЗ № 342-ФЗ «О службе в ОВД» является одним из наиболее важных актов, регламентирующих порядок прохождения службы и увольнения. По статье 80 данного закона основанием прекращения трудовой деятельности служит уход или гибель работника органов. В статье 81 написано, что прекращение деятельности производится с помощью расторжения контракта.

Статья 82 указывает, что контракт может быть расторгнут по основанию прекращения срока действия, если сотрудник достиг максимального возрастного предела или по выслуге лет. Также возможно прекращение трудовой деятельности по соглашению сторон или по инициативе сотрудника. В эту же статью включен пункт о том, что возможно прекращение взаимоотношений трудового характера из-за изменений правил контракта или нарушении данных пунктов.

Такой момент может не учитываться, если:

  • уход происходит в связи с состоянием здоровья; есть наличие заключения МСЭ о том, что у работника есть родственник-инвалид, нуждающийся в постоянном уходе; воспитание ребенка в одиночку и уход за ребенком.

При стандартном варианте расторжение отношений трудового типа происходит в течение месяца, но если действие контракта не прекращается в установленные сроки, то он является действительным с учетом всех прежних условий.

Инициатором может выступить любая сторона процесса. Всего есть три варианта инициативы:

  • личная, с уходом на общих основаниях; инициатива руководителя при наличии нарушений и несоответствия должности; независимый характер увольнения.

Общие основания включают в себя следующие факторы:

  • наступления пенсионного возраста; закончился контракт; появились обстоятельства семейного типа, в том числе уход за ребенком, беременность, уход за родственником, а также ряд других причин, включая переезд мужа или жены по работе или по медицинским показателям в другую местность.

Инициатива руководства может проявиться при нарушении сотрудником закона или своих должностных инструкций, либо при невыполнении своих прямых обязанностей. Любое нарушение означает проведение служебного расследования, по результатам которого и применяются различные дисциплинарные меры, в том числе разрыв трудовых отношений.

К инициативе работодателя также можно отнести неудачную аттестацию, которая не позволяет продолжить службу в органах.

Список независимых причин:

  • сокращение штатов или численности, а также реорганизация структурного подразделения, подведомственного МВД; заключение медицинского характера от ВВК, что сотрудник не может продолжать службу на прежнем месте по состоянию здоровья; смерть работника.

Для процедуры может потребоваться один из документов, среди которых рапорт об уходе, заключение проверяющей комиссии или результаты аттестации, медицинское заключение ВВК.

Для каждой причины имеется свой порядок действий, который потребуется соблюдать и руководителю, и сотруднику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector